Рельсы - все виды, типы и размеры

Рельсы Р50, Р65, Р75

Рельс — это балка из углеродистой стали прокатанная через специальные вальцы, которые и задают форму головки, тела и подошвы. Как правило рельсы используют для построения путей, для передвижения не только подвижного состава, но и для перекатки трансформаторов, по рельсовому пути передвигаются грузоподъемные краны, хотя и крайне редко, но по рельсам даже передвигают целые здания.

Для классической железной дороги рельсы укладывают на деревянные или бетонные шпалы, а для некоторых мостовых кранов используют узкоколейные рельсы, которые укладывают на строительные балки, их же используют в шахтах для передвижения грунта и руды.
Рельсовый прокат – то есть производство рельс регламентировано ГОСТами.
Большинство рельс имеют привычный для нас профиль: Такая форма «головки» позволяет получить стабильное положение и сцепление колес поезда или крана на рельсах.
Такая форма «головки» позволяет получить стабильное положение и сцепление колес поезда или крана на рельсах.
Форма подошвы рельса, обеспечивает опору и фиксацию рельса на шпалах благодаря скреплению со шпалами, или балкой, Существует множество видов крепления рельс

Условно можно разделить рельсы на основные и вспомогательные.
Основные – это путевые рельсы, по ним перемещаются подвижные составы и другие машины.
Вспомогательные – используется на стрелочных переводах и имеют иной профиль:


Маркировка рельс обязательно включает в себя цифирное обозначение, которое информирует нас о примерном весе рельс за метр.

Маркировка рельс обязательно включает в себя цифирное обозначение, которое информирует нас о примерном весе рельс за метр.

Так, например метр рельса Р50 имеет массу 51,5 кг., а Р65 64.7 кг.
Буква «Т» , - значит термообработанный
Буква «К» - для использования в кривой (на поворотах)

К основным типам рельсам относятся:

Рельсы Р50, Р65, Р75

Рельсы Р50, Р65, Р75 железнодорожные — предназначены пути железных дорог широкой колеи (колея 1520 мм) или для путей башенных и тяжелых кранов.
В России наиболее популярный тип рельс Р65.

Прокат рельс выполняют из марок стали М76, М74 с содержанием марганца- для увеличения ударной вязкости сплава,
кремния – для износостойкости и твердости
ванадия – для выносливости металла
Рельсы РП50, РП65, РП75
для путей промышленного железнодорожного транспорта — по размеру такие же как серия «Р», преимущественно используют на территории промышленных предприятий и для портовых кранов.

Рельсы крановые
КР70, КР80, КР100, КР120, КР140

укладывают для путей грузоподъемных козловых кранов и портовых кранов

Железнодорожные рельсы узкой колеи P8, P11, P18, P24

— предназначены для укладки на узкоколейных железных дорогах, подземных шахтах, легких мобильных козловых и мостовых кранов, перекатки цеховых тележек и оборудования.

Рельсы для шахтных проводников P33, P38, P43

предназначены для ширококолейного соединения и непрерывных железных дорог, а также для производства стрелочных переводов.

Контррельсы РК50 РК65

применяют непосредственно с стрелочными переводами, они имеют необычный профиль для перенаправления железнодорожного состава по направлению заданному стрелочным переводом. Во избежание срыва контррельса их концы имеют изгиб в 45 градусов. Зазор между контррельсом и путевым рельсом не должен превышать 90 мм.

Остряковый рельс ОР43, ОР50, ОР65, ОР75

применяют непосредственно с стрелочными переводами, они имеют необычный профиль для перенаправления железнодорожного состава по направлению заданному стрелочным переводом.

Усовиковый рельс УР65

используются для изготовления железнодорожных крестовин стрелочного перевода или группы стрелочных переводов. с непрерывной поверхностью катания. Усовиковые рельсы позволяют фиксировать движение состава в заданном стрелочным переводом направлении

Трамвайные рельсы Т58, Т62, Т60, Т65

используются для укладки на трамвайных железных дорогах. Трамвайные рельсы отличаются от железнодорожных химическим составом и структурой стали, а также наличием термообоработки, которые предназначены для путей городского электрического транспорта.

Чаще всего в обиходе, рельсы делят на три вида:

Железнодорожные рельсы широкой колеи:
Стандартная длина серии Р, РП:
12.5, 25 или 50 метров

Крановые рельсы серии КР:
10,5 метров

Узкоколейные рельсы
6, 11, 12.5 метров

Часто задаваемые вопросы о рельсах:

Почему рельсы не ржавеют?
Рельсы делают из стали которая подвержена коррозии. Но вы наверняка не замечали этого, так как магистральные пути обслуживают, а головка рельса всегда блестит, так как ее шлифует реборда и поверхность катания колесной пары подвижного состава.
Если вы выдели не ржавые рельсы, то это скорее всего потому что они:
новые
покрыты консервантом
недавно обслужены путевой бригадой

Почему рельсы магнитятся?
Рельсы намагничимаются при условии если по ним передвигается или передвигался электровоз или кран использующий электро-контактную сеть, а так же трамвай и метро
Как сваривают или соединяют рельсы?
Рельсы на магистральных путях в основном соединяют сваркой, а в депо, на вокзалах и предприятих предпочитают стыковые накладки, так как в случае износа его можно легко демонтировать и заменить на новый, используя тот же крепеж и стыковые накладки, тем самым отпадает необходимость доставки оборудования для сварки, что экономит время и деньги
Что делают с изношенными рельсами, можно ли купить рельсы б у?
В зависимости от износа и повреждений такие рельсы сортируют по группам износа:
1, 2, 3 группа, их покупают и продают.
Такие рельсы после проверки их на пригодность могут поставить на низко нагруженные пути, или на пути которые используются крайне редко - это экономически целесообразно.
Отбракованные рельсы как правило идут на переработку на специальные предприятия или выкупаются в качестве лома. Например в 2010-2015 годах такой лом покупал экспортировал Китай